«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Большинство современных родителей слышали о том, что мелкую моторику у детей дошкольного возраста необходимо развивать. Но практика показывает, что некоторые родители не понимают и не имеют представления, что же это такое, для чего нужно ее развивать, и как это правильно делать.
Что же это такое мелкая моторика? Это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. Это большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.
В последнее время количество неговорящих детей и детей, имеющих речевые нарушения, возросло. У таких детей отмечается также недоразвитие или нарушение мелкой моторики. Дети имеют проблемы с самообслуживанием: не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы, правильно держать ложку карандаш, движения рук слабые, несогласованные. Поэтому необходимо уделять особое внимание данной проблеме, как педагогам, так и родителям.
Развивать мелкую моторику можно разными способами: массаж кистей и пальцев, пальчиковые игры, лепка из пластилина, глины, соленого теста, аппликация, конструирование, оригами, вырезывание, рисование, штриховка, игры с крупой, бусами, камнями, прищепками, игры- шнуровки.
На сегодняшний день очень актуальны и интересны для развития мелкой моторики игры с песком. Дети очень любят играть с песком. Песок дает возможность не только развивать мелкую моторику, но и творческие способности ребенка, а также дает возможность снять внутреннее напряжение.
Для игры можно использовать чистый речной песок или сухой песок из магазина, но особый интерес вызывает у детей специальный кинетический песок. Свойства и особенности данного вида песка: безопасен для детей, очень приятный на ощупь, отлично лепится, воздушный и рассыпчатый, никогда не засыхает, не боится воды, не оставляет пятен, не прилипает к рукам. Играя с песком, ребенок может, используя формы, что-то создать, а может сам слепить то, что ему захочется, а так же его можно попросить что-то сделать на определенную тему. С детьми можно выполнять такие упражнения: «Следы на песке», «Пальчики гуляют», «Ползают ладошки», «Дорожки из песка». Кроме этого, можно поиграть в археологов, в песке можно прятать различные мелкие игрушки или предметы, откапывая которые, ребенок еще должен их отсортировать, например: по величине, по цвету, по форме и т.д.
Окружающие ребенка взрослые (родители, педагоги) должны систематически организовывать игры-занятия с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики, что в дальнейшем позволит ребенку не только быть успешным в быту, но и даст возможность подготовить руку ребенка к письму, а также благоприятно сказаться на речевом развитии. Взрослые должны помнить: от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в дошкольном возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Подготовила педагог- психолог: Ботян Е.К.