Детская агрессия: какой бывает и как проявляется. Как распознать проблемы с агрессией у дошкольника
В детской психологии агрессия - это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому человеку, объекту или окружающей среде, даже если попытка причинения вреда завершилась неудачей.
Основные причины агрессии:
• соматические заболевания, нарушение работы головного мозга;
•проблемы в отношении внутри семьи: ссоры, конфликты между отцом и матерью, выражающиеся в равнодушии, отсутствии совместных интересов;
• непосредственно агрессивное поведение родителей не только дома, но и в социуме;
• равнодушие родителей к делам, интересам ребенка, его статусу, успешности;
• сильная эмоциональная привязанность к одному из родителей, при этом второй родитель выступает объектом агрессии;
• отсутствие единства в воспитании, а так же его непоследовательность;
• неспособность ребенка контролировать свои поступки, низкая самооценка;
• недостаточное развитие интеллекта;
• высокая степень возбудимости;
• отсутствие способности строить отношения в социуме;
• жестокие компьютерные игры, насилие с экранов телевидения.
Причины агрессивности кроется и в физических наказаниях со стороны родителей, а так же когда детям уделяют мало внимания и они стараются отвоевать его с помощью агрессивных реакций.
Признаки агрессии у детей:
• обзывание сверстников;
• отбирание игрушек;
• желание ударить другого сверстника;
• мстительность;
• отказ соблюдать правила;
• непризнание своих ошибок;
• вспышки гнева на действия окружающих;
• драчливость;
• замахивание на близких;
• плевки;
• щипание;
• употребление бранных слов.
Причины проявления агрессии у детей в дошкольном возрасте: дети от 4 до 6 лет могут проявлять враждебность к своим братьям и сёстрам, а так же сверстникам. Из-за социального взаимодействия у детей появляются мнимые и реально существующие обиды. Они заставляют ребенка постоять за себя и вызывают атакующий гнев - агрессию.
Если дошкольник ведёт себя враждебно со знакомыми детьми, взрослыми и даже животными, часто бывает сверхчувствительным, легко обидчивым, быстро приходит в ярость и долго не может успокоиться, он может иметь предрасположенность к насильственному поведению.
Дошкольник еще не научен, отвечать за поведение и, как правило, обвиняет других за совершенные действия. Родители должны уделить серьёзное внимание и принять меры для исправления положения.
Дети дошкольного возраста склонны иметь кратковременные периоды агрессивного поведения, так как недопонимают того, что они причиняют вред, устали или испытывают стресс.
Агрессия у ребенка почти всегда появляется по внешним причинам: отсутствие желаемого, семейное неблагополучие, лишение чего – либо, экспериментирование своего поведения на взрослых.
Агрессия у детей 3 лет возникает из-за игрушек. Дети кусаются, плюются, толкаются, бросают различные предметы, бьют других, устраивают истерики.
Попытка педагога снять напряжение силой, приводит к неудаче, и в следующий раз малыш будет действовать еще более агрессивно. В этом случае взрослым необходимо просто переключить внимание ребенка на другое занятие или убрать провоцирующий фактор.
Агрессия у детей 4 летобычно несколько снижается, дети начинают вербально выражать свои желания, однако эгоцентризм не позволяет принимать чужую точку зрения.Для ребенка идет восприятие так: или все плохое, или все хорошее. Детям не свойственно планировать, обдумывать, они нуждаются в четких руководствах,инструкциях: что и как именно нужно делать. Дети 4 лет не понимают после просмотра телевизора, где реальность, а где фантазия, они не могут правильно понять желания других, присоединившихся к ним в игре сверстников.Их восприятие такое: на мою территорию вторглись! Поэтому им сложно объяснить, что другие дети миролюбивы.
Агрессия у детей 5 лет проявляется через физическую агрессивность у мальчиков, а у девочек чаще через вербальные нападения (прозвища, молчание, игнорирование, обзывания и пр., однако могут прибегать к агрессивной форме защиты своих интересов.
Агрессия у детей 6-7 лет проявляется во всех вышеперечисленных проявлениях, а также стрессовом напряжении, мести.
Причиной служит асоциальная среда, недостаток любви, заброшенность ребенка, но несмотря на это дети начинают уже проявлять самоконтроль, чтобы не выражать свою обиду, страх, неудовольствие и это происходит через агрессивное поведение.
Коррекция агрессивности у детей.
В дошкольном возрасте детей следует учить находить мирные способы предотвращения агрессии. Помогать им правильно выражать свои эмоции, разбираться в базовых потребностях других людей, понимать и чувствовать ситуацию и присутствующее окружение.
Коррекция приступов агрессии у детей осуществляется через игровые ситуации /разыгрывание игрушками ситуаций, приближенными к реальности/. Как только приучите вести себя спокойно в игровой ситуации, ребенок сразу поменяет манеру общения с окружающими.
Способы коррекции агрессивности:
• предложить нарисовать свою злость, агрессию или ее причину, а затем порвать рисунок;
• Битье подушки;
• счет до 10;
• переключение внимания на другое занятие;
• в период агрессивных реакций взрослым следует использовать минимум слов и тем самым не провоцировать далее негативную реакцию ребенка;
• исключить запугивание и шантаж;
• стать личным образцом спокойствия и примером для подражания;
• занятие спортом поможет трансформировать агрессию у детей;
• специальная гимнастика, направленная на релаксацию дляснятие напряжения;
• соблюдение витаминизированной диеты.
Как справиться с агрессией ребенка?
Воспитание ребенка должно включать единство требований взрослых и личный пример. Только в этом случае будет наблюдаться правильное и гармоничное развитие. Личным примером взрослые могут выработать поведенческие навыки у ребенка. Поступки и действия взрослых, прежде всего, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ребенку. В семье, где ребенок видит проявление агрессивных выпадов в отношении других членов семьи, идет восприятие ее как нормы.