Развитие звуковой культуры речи ребенка 2-3 лет – одна из важнейших задач этого возрастного периода. звукоподражательных слов способствует развитию силы голоса (громко, тихо) и артикуляционного аппарата. Одновременно у ребенка обогащается пассивный словарь, который постепенно переходит в активный. Сначала малыш узнает предметы на картинках, но не называет их. Например: он показывает корову, но может лишь сказать, как она мычит; узнает петушка, но может только воспроизвести, как он кукарекает.
В возрасте 2-3 лет пассивный словарь малыша намного больше активного. Обогащение словаря происходит с расширением и углублением знаний и представлений ребенка об окружающем мире. Этому способствует специально организованная словарная работа. Использование иллюстрационного материала с объектами, которые дети не могут наблюдать непосредственно (дикие и домашние животные, птицы), также расширяют словарь ребенка.
Картина вместе с представлением о предмете несет представление, о слове, так как ее рассматривание всегда сопровождается практическими действиями: словом взрослого, чтение литературного произведения, постановкой вопросов. Кроме того, сюжетные и предметные картинки дают большие возможности для формирования грамматически правильной речи («котенок маленький, а кошка большая» и т.д.).
Работа с каждой иллюстрацией условно делится на 4 этапа, которые последовательно сменяют друг друга. 1 этап – научить ребенка произносить звукоподражательные слова громко и тихо. 2 этап – вводить в пассивный, а затем в активный словарь ребенка слова, обозначающие животных, птиц и их детенышей, употреблять прилагательные «маленький - большой». 3 этап – научить ребенка различать и называть части предметов (туловище, голова, хвост, рука, лапа и т.д.). 4 этап – приучать слушать художественные произведения (стихотворения, потешки). Учить договаривать слова, фразы. Читать потешки, стихотворения целиком с помощью взрослого.
Основную работу по обогащению словаря я провожу на занятиях по развитию речи с картинками и сюжетными игрушками. Эту работу провожу поэтапно, от простого к сложному: 1 – изображения предметов сопоставляем с предметами. Это могут быть картинки отдельных предметов посуды, мебели. Затем серии изображений: животные. 2 – показ картинки без предмета. Сначала показываю 1 картинку, затем 2 и т.д. 3 – выбор идентичных изображений из множества, находить изображения на столе и на подставке на расстоянии. 4 – рассматривание картин, отличающихся деталями (сравнение, выстраивание сюжета).
На занятиях с сюжетными игрушками даю детям предметы разных размеров, цветов, обращаю внимание на сходство и различие. На занятиях обогащаю словарь существительными (предметы в комнате и вне ее), прилагательными( признаки предметов – величина, цвет), глаголами(спит, сидит, лежит), предлогами (в, на, чашка на столе, чай в чашке). Для этого даю изображения одинаковых предметов, но отличающиеся по цвету(ведро красное и синее), по размеру(яблоко большое и маленькое), по состоянию(собака лежит и сидит). Заменяю звукоподражательные слова общеупотребительными(киска – кошка). Учу называть предметы во множественном числе(мяч-мячи), предметы окружения в естественной среде и на картинках, узнавать и называть людей на картинках разного пола и возраста. Отвечать на вопросы: Кто? Что? Какой? Как? Кому? Кого?