Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
В развитии связной речи четко определяется взаимосвязь речи с психологическими процессами, мышление, восприятие. Для того чтобы уметь рассказывать необходимо четкое представление об объекте и предмете рассказа, способность анализировать, определять причинно-следственные связи, выделять свойства и качества предметов и явлений. Участвуя в различных событиях повседневной жизни, ребенок накапливает эмоциональный опыт, который возбуждает, активизирует и вдохновляет его на словесные высказывания.
Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как основу воспитания культуры речи. Всё последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.
Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития : обогащение и активизация словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.
Так, в процессе словарной работы ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.
Формирование грамматического строя речи направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа. Работа по воспитанию звуковой культуры речи способствует тому, чтобы речь ребёнка была чёткой, внятной, выразительной.