Игра - в жизни дошкольников занимает одно из главных мест, через игру ребенок воспринимает все, что находится вокруг него, он учится выражать свои чувства, эмоции. Мышление ребенка в том возрасте наглядно-образное, он распознает все образами, а не понятиями.
Дидактические игры помогают ребенку пополнять и активизировать словарь, формировать правильное произношение, развивать связную речь, уметь правильно выражать свои мысли. Многие дидактические игры для развития речи направлены на закрепление, уточнение и усвоение знаний об окружающем.
Для формирования звукопроизношения можно предложить детям такие игры, как: «Кто дольше», здесь идет подражание звукам: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т.п.; «Позови цыпленка», целью является научить детей правильно и чётко произносить звук «Ц» словах и слогах; Развитие речевого дыхания и звукового аппарата можно решить с помощью игры «Пузырь»; «Отгадай и назови». Данная игра помогает в упражнении в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками; «Любопытный», детям даются слова и они должны назвать первый звук в слове . Для активизации и расширения словарного запаса детей можно использовать такие игры, как: «Гардероб для куклы Кати». Детям предлагается подобрать одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник). С помощью этой игры можно активизировать словарный запас по темам «Одежда» и «Обувь»;
В старшей группе дошкольникам можно предложить составить описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Дошкольники с удовольствием принимают участие в таком задании, они фантазирует, размышляют, и при этом развивают связную речь. Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры на него.